Российская энергетика лишилась зарубежного оборудования, но это не означает отказа от современных и экологичных технологий. Ученые создают разработки, которые помогают замещать импорт и продвигаться к декарбонизации.
Сложное положение и быстрая «цифра»
Добиться полной декарбонизации Россия планирует к 2060 году. Чтобы достичь этой цели, нужно корректировать энергобаланс и внедрять новые технологии для выработки и распределения энергии. Но после введения санкций и прекращения зарубежных поставок оборудования на первый план в энергетическом секторе вышли вопросы импортозамещения.
«Положение сложное, но не критическое. Работа топливно-энергетического комплекса не находится под угрозой срыва, а для российской промышленности это определенный драйвер», — говорит Виталий Сергеев, ученый-теплотехник и первый проректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого («Политех»).
Он приводит в пример ситуацию с газотурбинными агрегатами. На сегодняшний день зависимость от импорта газовых турбин достигает 90%. В России есть свои наработки в этом направлении, но конкурировать с гигантами вроде Siemens и General Motors было сложно. Новые условия подтолкнули к тому, чтобы быстрее вывести на рынок отечественные модели. То же самое происходит с насосным оборудованием, газоперекачивающими станциями и многими другими агрегатами.
Однако разработчикам и производителям приходится расставлять приоритеты, в том числе при распределении финансовых ресурсов. «Если мы понимаем, что западное оборудование способно проработать еще от двух до пяти лет, то нас в первую очередь интересует задача сервисного обслуживания, обеспечение комплектующими. В случае с турбинами Siemens еще есть запас времени на создание аналогичной турбины, но лопатки мы должны делать уже сейчас», — рассказывает Сергеев.
Ускорить процесс импортозамещения помогают цифровые технологии. С помощью digital-моделей разработчики проверяют и дорабатывают оборудование еще до серийного запуска. И если раньше на производство насоса требовалось два-три года, то сегодня это можно сделать за год.
Конечно, проблема импортозамещения осложняет процесс декарбонизации, но это не означает отказа от поставленных целей. «Стремиться к этому и уменьшать влияние на климат все равно надо», — отмечает проректор «Политеха».
Поэтому с начала 2022 года вуз сосредоточился на двух задачах — импортозамещении и создании сложных инжиниринговых решений, которые помогут вывести на рынок глобально конкурентоспособные продукты и сделать энергетику более экологичной. «Нам нужно не повторять или догонять, а идти вперед», — подчеркивает Сергеев.